Часовщик (chasovschik) wrote,
Часовщик
chasovschik

Category:

Adagio

После бардинского “Гадкого Утенка” пришлось проводить восстановительные работы: во-первых, еще раз прочел дочкам Андерсена, во-вторых – показал оба балета. Балеты, понятно, пришлось сопровождать комментариями. Девчонки на удивление хорошо это дело восприняли, “Лебединое озеро” посмотрели в два приема, “Щелкунчика” – в один, и теперь время от времени пытаются крутить фуэте. Бардин, похоже, успешно забыт. Но я не про то. Чтобы комментировать более или менее внятно, мне понадобилось восстановить в памяти детали либретто, и я опять наткнулся на загадку, которая давно меня мучает: что в “Щелкунчике” делает первая часть Pas de deux, Adagio, дуэт Феи Драже и принца Оршада, он же Коклюш? Никогда этого не понимал. Праздник в Конфитюренбурге, все радуются и веселятся, дивертисмент сладостей, Вальс Цветов – и вдруг вот эта музыка, которую я и словами-то описать не возьмусь, у меня от нее слезы каждый раз, как ее слышу, и не у меня одного, я видел.

Трактуется это место совершенно поразительным для меня образом. К примеру, так: “Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ ста­новится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматиче­ским. В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные для Чайковского темы мрачных и неумолимых «приговоров судьбы». Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключе­нием”.

То есть про мрачные и неумолимые приговоры судьбы я готов согласиться. Как и про скорбно-драматичность, хотя это явный understatement. Но ведь тут же рядом – “светлая, торжествующая, в еще более светлом и нарядно-праздничном изложении”! С широким умиротворяющим заключением. Как можно те барабаны назвать умиротворяющим заключением? Что там нарядно-праздничного? Что должно у человека быть вместо ушей и между ними, чтобы такое писать?

Загадка, в общем. Надо полагать, это все с самого начала тянется – как Петипа придумал сто тридцать лет назад, так до сих пор все и танцуют это с широкой нарядно-праздничной улыбкой. По инерции. Наверняка должны быть интерпретации, использующие этот фрагмент более адекватно, но мне они не попадались. Разве что, пардон, тот же Степанцев.





Опубликовано в Записках Часовщика. Комментировать там снова можно, так что где хотите, там и комментируйте.
Tags: music
Subscribe

  • Исторические параллели

    Первое сообщение, увиденное в ленте в новом году, было про то, что сенатор Рид покалечился на тренировке. Тренажер сломался, и теперь у сенатора…

  • Рид про Бенгази

    А вот Рид твердой рукой пресекает безосновательные попытки республиканцев оклеветать президента и доблестных представителей его администрации.…

  • Taxers

    Отчаянная возня демократов вокруг налогов Ромни выглядит один в один как возня birther’ов вокруг обаминого свидетельства о рождении. С одним…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments