Часовщик (chasovschik) wrote,
Часовщик
chasovschik

Categories:

Про Тибет

Заинтересовала меня точка зрения на тибетскую проблему, альтернативная принятой сейчас здесь. Здешняя позиция известно в чем заключается: Китай давит Тибет, отказывая ему в независимости, навязывая свои порядки и всячески при этом нарушая права человека. Китай, однако, должен как-то объяснять происходящее себе и другим. Вот мне и стало интересно - как? Тут как раз cathay-stray порадовался по поводу одной из китайских акций протеста против западных выпадов; ага, думаю, вот кто сможет что-нибудь интересное рассказать на эту тему. Ну и спросил, нельзя ли провести ликбез.

В ответ мне yuri7751 дал ссылку на вменяемое, по его словам, изложение тибетской ситуации. Изложение было выполнено каким-то латышским журналистом, начиналось с ритуальных проклятий в адрес США и продолжалось описанием дикости тибетских порядков. Особенно мне понравилось сообщение про налог на уши: нет денег - отрезай уши, ужасается журналист. Цивилизованные китайцы, однако, положили конец зверствам буддийских монахов и освободили находящийся у монахов в рабстве тибетский народ.

Сathay-stray, будучи человеком занятым, сообщил только, что со статьей в основном согласен и ничего особенно там не видит. Про налог же на уши сказал, что это может быть правдой, может не быть, и вообще важны не уши, а контекст - общество в Тибете было такое, что и уши его не удивят.

Как по мне, эта статья годится разве что в “Комсомольскую правду” или на Первый канал, чтобы ее там М.Леонтьев вслух прочитал. Написана она так, что я не могу поверить ни единому слову автора из соображений простейшей интеллектуальной гигиены, о чем я там и сообщил.

Тогда yuri7751 дал мне ссылку на другую статью, за подписью Всеволода Овчинникова. Это представитель старой школы, пишет аккуратнее, и видно, что рижский журналист ту часть, где он говорит про Тибет, просто у Овчинникова списал, добавив в нынешних традициях разухабистого гыгыкания.

Стало быть, китайская точка зрения на Тибет осталась пока неизвестной, но какая-то альтернатива все же появилась. Альтернатива, по Овчинникову, такая.

Тибет принадлежит Китаю со средних веков. Средневековье сохранилось в Тибете до самого прихода к власти в Китае коммунистов, после которого ситуация изменилась, но очень деликатно и благородно: в 1951 году Китай заключил с Тибетом соглашение об автономии, оставив Лхасе всю полноту власти внутри Тибета и не меняя ничего в тамошнем общественном устройстве. Обладающий всей полнотой власти далай-лама, разговаривая с Овчинниковым спустя четыре года, говорит ему дословно следующее: “- Хотел бы воспользоваться вашим приездом, […] чтобы передать несколько слов зарубежной общественности, буддистам в других странах. Мы, тибетцы, не только веруем в учение Будды, но и любим нашу родину, где уважается и охраняется свобода религии. Связи тибетского и китайского народов имеют более чем тысячелетнюю давность. С тех пор как было подписано соглашение о мирном освобождении Тибета, наш народ оставил путь, который вел к мраку, и пошел по пути к свету”.

Знакомая картина. Интересно, не оглядывался ли при этом далай-лама на близлежащую розетку - если, конечно, у них там было электричество.

Тем не менее Тибет, пошедший по пути к свету, предстает перед Овчинниковым заповедником средневековья, где творятся всякие ужасы. Китайцы же, согласно соглашению, ничего там не трогают, а только “добрыми делами обретают друзей”: присылают врачей и агрономов. Друзей они обретают очень успешно, чем очень пугают монахов, и те поднимают вооруженный мятеж. Уже после визита Овчинникова, надо полагать. Не совсем понятно, правда, против кого - против агрономов? Мятеж, понятно, тут же оказывается врачами и агрономами подавлен, далай-лама c “тысячами приспешников” бежит из Тибета, а китайцы, огорченные таким вероломством, скрепя сердце отменяют соглашение об автономии, которое все равно уже нарушили вероломные монахи, принимаются наводить в Тибете порядок, не будучи теперь ничем ограничены. Овчинников называет этот процесс “жесткими, но справедливыми реформами”.

С тех пор под мудрым китайским руководством Тибет расцвел, поднял сельское хозяйство, а сильно уменьшившиеся в количестве монахи выживают за счет изготовления сувениров, одновременно принимая добровольные пожертвования, приносимые освободившимся от их гнета народом. Еще в Тибете есть университет, озабоченный сохранением национальной культуры.

Такие дела.

Резюме: западная точка зрения представляется мне пока значительно более правдоподобной.

Надо будет почитать подробнее про то соглашение об автономии и про мятеж. Сдается мне, там много интересного должно быть.





Опубликовано в Записках Часовщика. Комментировать лучше там, но можно и здесь.
Tags: international
Subscribe

  • Еще про acts of tourism

    Если на кого произвел впечатление давешний хунвейбин, то он вовсе не оригинальный мыслитель. Их таких много. Концепция туризма вызывает заметное…

  • Весенние каникулы как колониалистское насилие

    Еще ссылка в образовательных целях на тему "как они видят": статья из студенческой газеты университета штата Вашингтон…

  • Открыл для себя

    Увидел в ленте ссылку на юзера, который мне до сих пор как-то не попадался, или попадался, но я забыл; теперь уже не забуду, потому что текст по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Еще про acts of tourism

    Если на кого произвел впечатление давешний хунвейбин, то он вовсе не оригинальный мыслитель. Их таких много. Концепция туризма вызывает заметное…

  • Весенние каникулы как колониалистское насилие

    Еще ссылка в образовательных целях на тему "как они видят": статья из студенческой газеты университета штата Вашингтон…

  • Открыл для себя

    Увидел в ленте ссылку на юзера, который мне до сих пор как-то не попадался, или попадался, но я забыл; теперь уже не забуду, потому что текст по…