Часовщик (chasovschik) wrote,
Часовщик
chasovschik

Выводы

Кое-что, пожалуй, я по результатам последних бесед об искусстве нашел.

Мне не раз указывали на формальное сходство искусства и контемпорального искусства: есть некие произведения, есть личности их авторов, есть исторический и художественный контекст. Везде для лучшего понимания следует знакомиться со всем комплексом.

Ладно, давайте знакомиться.


Смотрю я, допустим, на “Гадалку” Караваджо. Или на “Юдифь“. Или на “Шулеров“. Я вижу, КАК гадалка с клиентом друг на друга смотрят, с каким отвращением Юдифь режет глотку Олоферну, какими глазами шулер заглядывает в карты жертвы. Одновременно мне рассказывают про особенности мазка Караваджо, про его манеру обращения со светом, про лепку объемов и тонкости колорита. Упоминают про хулиганские детали его личной биографии, про убийство из-за игры в мяч и про проблемы с тогдашним художественным истэблишментом из-за нетрадиционного подхода к изображению библейских сюжетов (из-за этих проблем я его и выбрал в качестве примера. Тоже был, типа, бунтарь и новатор). Дают мне факты, прежде мне неизвестные, показывают нюансы и параллели, которых я раньше не замечал. Все это реально, все это складывается в единый комплекс, картина углубляется и становится богаче.

А вот я поворачиваюсь в другую сторону и смотрю на коллажи Врубеля и Тимофеевой. Вижу там набор celebrity-лиц, прорисованных, похоже, в основном с помощью проектора. Ну, лица. Ни в их выражении, ни в глазах, ни во взаимном их расположении не наблюдается ничего особенного, кроме разительного сходства манеры исполнения с той манерой, которая широко применялась алкоголиками-оформителями при изготовлении афиш кинотеатров во времена исторического материализма. Жду объяснений; понятно, про свет, колорит и уникальный мазок здесь мне уже не рассказывают по причине очевидной бессмысленности подобных разговоров – я все-таки не слепой. Особенности биграфии Врубеля и Тимофеевой тоже интереса не представляют, во всяком случае, в связи с их творчеством. Что же мне говорят взамен? “Дима как раз снимает авторское отношение как таковое и показывает медийное пространство, как зону неразличения”. Ну это так, навскидку. А что с классиками?

Про “Черный квадрат” мне рассказывают, что “В этом своем почти мистико-художественном погружении в “пустыню” всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) Малевич ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира — она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только “чистым ощущением”.

Говоря про Ива Кляйна, мне описывают “амбивалентные произведения на грани между абстракцией и видимыми следами жизни”. Тут, правда, не забывают и про специфику мазка по понятным причинам.

Про Поллока с его акционизмом объясняют, что он “трансформировал живопись в священный танец художника”.

Про Уорхола уж и не буду упоминать, какие поют умопомрачительные восторженные песни.

Короче говоря, мне тривиально морочат голову и пудрят мозги. Когда изобретательно, когда не очень. По большей части совсем не очень.

В первом случае вижу реальную вещь, сопровождаемую реальной информацией. В остальных – пустое место, приправленное словоблудием. Вместо нужных деталей, способных обогатить и расширить восприятие, мне предлагают наборы buzz words, предназначенные помутить мне разум и заставить поверить в то, что куча хлама полна скрытых смыслов.

Вот и вся история с “современным искусством”. Ну, не считая очевидных вещей вроде галерейного маркетинга, которые красоты картине тем более не прибавляют.

А настоящее искусство – вот оно, например:

(В.Матвеев, увидено у levkonoe)

И пусть адепты контемпоральности идут куда подальше. Сюда, например, или еще куда. Для меня вопрос закрыт.

Disclaimer: везде бывают исключения.

UPD: Сопутствующее обсуждение можно найти у pussbigeyes>.





Опубликовано в Записках Часовщика. Комментировать там снова можно, так что где хотите, там и комментируйте.
Tags: art
Subscribe

  • "Зоология, это зоология"

    Еще один текст с Вокса, который я бы рекомендовал почитать - как в образовательных целях ("как они видят"), так и в развлекательных,…

  • Следующая жертва

    Не успел развеяться дым от выстрела в Адама Толидо, как возникла следующая перспективная история: в Коламбусе полицейский застрелил шестнадцатилетнюю…

  • Из нынешних новостей

    A new bill would add 4 seats to the Supreme Court House committee votes to approve bill that would grant DC statehood Это в комплект к моей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments